Дарья Корсунская
МОСКВА (Рейтер) - Кандидат в президенты России Владимир Путин во вторник продолжил раздачу обещаний нуждающимся в средствах, распорядившись пустить накопленные от продажи нефти резервы на обустройство Дальнего Востока с помощью еще одной госкорпорации.
Борцы с коррупцией и чиновники поставили под вопрос эффективность такой траты денег, а бизнесмены обрадовались перспективе развития инфраструктуры на самой дальней окраине России.
"Нам нужно будет создать специальную структуру. Либо госкомпанию, корпорацию, либо крупное акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом", - сказал Путин.
"Которое должно будет заниматься продвижением проектов на Дальнем Востоке, связанных с развитием инфраструктуры, дорог, связи, аэропортов, местной авиации, освоением природных ресурсов, развитием портовой инфраструктуры".
Размножение государственных корпораций явилось приметой первого президентства Путина и предметом критики, в том числе со стороны Минфина. Оппонирующие политики и экономисты говорят, что созданные под лозунгом консолидации активов в интересах увеличения конкурентоспособности российской экономики гиганты неэффективны и превратились в способ скрытой приватизации прибылей и национализации убытков в интересах обогащения ближнего круга лидера страны.
Премьер-министр и фаворит - несмотря на многотысячные акции протеста в столице - президентской гонки, Путин признает звучащие не первый год упреки в том, что российская экономика неэффективна, поражена коррупцией и задавлена государственным бизнесом.
В серии предвыборных статей пообещал постепенно демонтировать госпитализм, где-то к 2020 году, но до тех пор готов прибегать к испытанным инструментам: действующей федеральной программы развития Дальнего Востока на период до 2014 года "кажется, недостаточно".
Финансируемая правительством программа предусматривает вложения на общую сумму около 430 миллиардов рублей, из которых в текущем году должно быть потрачено 68 миллиардов ($2,2 миллиарда), что сопоставимо с объемом денег, потраченной государством в кризис 2009 года на спасение от банкротства Автоваза.
Путин напомнил о стоивших казне 240 миллиардов рублей ($8 миллиардов) тратах на международный саммит АТЭС во Владивостоке и сказал, что этого мало.
"Нужно создавать дополнительные возможности и направлять необходимые ресурсы на Дальний Восток. Я думаю, что у нас другого источника кроме резервов не будет здесь", - сказал премьер, напомнив о спасении Автоваза и других компаний и банков.
"Так же, как мы делали в период кризиса: мы привлекли средства из наших резервных фондов для того, чтобы перекредитовать наши крупные предприятия".
Предложение Путина прозвучало в унисон с его недавними публичными инициативами спасти увязшую в долгах турфирму, расплатиться казенным керосином за бесплатный полет болельщиков на чемпионат Европы по футболу и покрыть убытки десятков тысяч прогоревших на акциях госбанка ВТБ частных инвесторов за счет его же прибыли.
"Кандидат в президенты Путин продолжает забрасывать страну предвыборными подарками. Подкуп широких народных масс - его излюбленная стратегия", - резюмировала опубликовавшая одну из цикла путинских статей газета "Ведомости" в редакционной колонке.
"ХОТЬ ДАЛЬНИЙ, ХОТЬ БЛИЖНИЙ"
Во вторник "Ведомости" сообщили со ссылкой на Transparency International, что та предъявила претензии ряду госкорпораций по поводу недостаточного раскрытия информации о своих закупках.
Россия делит места с африканскими странами на дне глобального индекса восприятия коррупции, составляемого международной неправительственной организация.
Глава российского представительства Transparency Елена Панфилова назвала прозрачность и подотчетность госкорпораций слабым местом.
"Ничего плохого в госкорпорациях нет до того момента, пока они действуют прозрачно, подотчетно и не являются структурами закрытыми, неэффективно управляющими нашими государственными ресурсами", - сказала она Рейтер, комментируя инициативу премьера.
"Если Путин найдет способ построить этот проект прозрачным образом, то пусть госкорпорация хоть Дальний Восток осваивает, хоть Ближний".
Резервный фонд, созданный для страховки бюджета на случай падения цен на нефть, вырос к 1 февраля до $61,36 миллиарда. В начале 2009 года он достигал рекордных $136 миллиардов, но за два года лишился свыше $133 миллиардов, потраченных на латание бюджетных дыр.
Фонд национального благосостояния (ФНБ), предназначенный для покрытия дефицита пенсионной системы, насчитывает $88 миллиардов.
Замминистра финансов Татьяна Нестеренко раскритиковала проект главы правительства.
"Вопрос создания госкорпорации, конечно, мы не поддерживаем. Есть бюджет, есть прозрачный бюджетный процесс", - сказала она Рейтер.
"Если корпорация типа Олимпстроя, то мы уже получили результат деятельности этой корпорации. Ни к чему хорошему это не приводит".
По ее словам, вновь залезать в резервные фонды опасно.
"Использование любой копейки фонда - это использование источников покрытия дефицита. Мы полагали, что Резервный фонд должен страховать бюджет от падения цены, ФНБ - от ситуации с демографией", - сказала Нестеренко.
"Если выбирается другое решение, ну что ж, не знаю. Это вопрос устойчивости бюджетной системы".
СУНДУЧОК С БОГАТСТВАМИ
Но путинскую мысль защитили представители государственного и частного бизнеса.
"Нельзя энергетику рассматривать отдельно от транспорта, развитие портов - без железной дороги. Сегодня это кто-то должен связывать", - сказал Рейтер на условиях анонимности топ-менеджер работающей на Дальнем Востоке госэнергокомпании.
"Учитывая масштабность задач, решение о создании этого органа, наверное, продиктовано определенной логикой".
Идею создания "Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока" выдвинул на встрече с Путиным в январе министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, расписав плюсы проекта.
"Всё это посчитано, и эта программа потребует создания более пяти миллионов рабочих мест", - сказал министр, добавив, что без развития инфраструктуры "сложно будет открыть богатство, сундук с теми ресурсами, которыми на сегодняшний день богаты Сибирь и Дальний Восток".
Стенограмма встречи опубликована на сайте правительства here
"Недостаточное развитие инфраструктуры - энергетической, инженерной, дорожной - один из главных сдерживающих факторов развития промышленности на Дальнем Востоке", - сказала представитель Соллерса, собирающего во Владивостоке автомобили SsangYong, Toyota и планирующего производить Mazda.
"Если бы государство поспособствовало развитию инфраструктуры, это могло бы серьезно простимулировать экономику региона". Дальневосточный автозавод Соллерс надеется на газификацию Приморья, а пока работает на привозном сжиженном газе.
(При участии Анастасии Лырчиковой и Глеба Столярова. Текст Дениса Дёмкина. Редактор Алексей Калмыков)
© Thomson Reuters 2012 All rights reserved.
No hay comentarios:
Publicar un comentario